Современная школа: аспекты патриотического и культурно-нравственного воспитания

Современная школа: аспекты патриотического  и культурно-нравственного воспитания

23.10.2015 сотрудники омского отделения российского комитета защиты мира приняли участие в работе круглого стола, посвященного 300-летию города Омска по теме «Современная школа: аспекты патриотического и культурно-нравственного воспитания». В работе круглого стола принимали участие директора и заместители директора городских школ, преподаватели ФБГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», общественные организации и корреспонденты журнала «Сибирь и Я».

Вопросы для рассмотрения были вынесены очень серьёзные. Да и участвующие в работе были не новички. Рядом с директором департамента образования Екатериной Витальевной Спеховой, начальником отдела общего образования Ириной Владимировной Мишуткиной, начальником отдела дополнительного образования, воспитательной работы и организации оздоровления Татьяной Юрьевной Чаповской сидели директора, проработавшие не один год, люди заслуженные, внесшие большой вклад в образование, руководители известных в городе школ, известных своими проектами городского и международного уровня. Каждому было чем поделиться! Но время – это то, что всегда дорого учителю, то, чего всегда не хватает, а вопросы, которые предстояло обсудить, стояли серьезные. Каждый из вопросов потянул бы на тему отдельного круглого стола, как отметила Екатерина Витальевна, поприветствовав участников и проговорив цель работы. И работа началась.

- С какими достижениями в воспитательной деятельности, внеклассной работе подходят к 300-летию Омска  ведущие омские школы, гимназии и лицеи? Какие наработки и проекты вы считаете наиболее перспективными?  — задала вопрос ведущая круглого стола Татьяна Юрьевна Чаповская. И первой взяла слово директор известной в городе своими добрыми традициями директор БОУ города Омска «Гимназия № 19» Елена Валентиновна Денисова. Ведь девятнадцатая – старейшая в городе гимназия, в которой учились многие легендарные личности, всегда славилась именно своими традициями.

«Мы из 19-й» — это уже как пароль. Слышишь «я – выпускник гимназии №19» – и уже понимаешь, кто перед тобой: личность талантливая, незаурядная и внутренне богатая.

Более ста лет ученики – это слава гимназии. Многими из них гордится уже не только Омск. Виссарион Шебалин, Роберт Рождественский, Леонид Мартынов, династия врачей Чуловских, Крикорьянц, Барбанчик, академики И. Майский и М. Усов, спортсмены Роман Слуднов, Татьяна Дручинина – те, кто внес вклад в имя школы в прошлом. Сегодняшние ученики тоже когда-нибудь станут ее историей. Каждый из них – индивидуальность, и коллектив из 77 высококлассных педагогов делает все, чтобы эти ребята, выйдя во взрослый мир, нашли в нем свое место и свое дело. Реализуя образовательные стандарты, педагоги понимают: сегодня важно не просто воспитать ученика, дающего хорошие результаты на ЕГЭ, но важно, чтобы вырос человек. Этим определяются все законы жизни и работы 19-й гимназии.

Основными идеями функционирования и развития гимназии за все годы её существования были и остаются возрождение традиций российской интеллигенции, выявление наиболее одарённых детей и создание условий для развития их творческого потенциала, формирование общей культуры личности учащихся и адаптация их к жизни в обществе.

— Сегодня, многое в гимназии определяется личностями предыдущих руководителей, – говорит Елена Валентиновна, – ими заложено множество традиций, которые сейчас продолжаем мы. Пожалуй, именно традиции — тот стержень, который удержал гимназию на плаву в кризисное время. Впрочем, нельзя сказать, что, сохранив традиции, мы успокоились на этом. Нет, мы активно внедряем в образовательный процесс инновационные методики, ищем новые формы и методы работы.

Когда  Омск отметит 300-летие, гимназия №19 тоже будет праздновать юбилей – ей исполнится 140. В канун подготовки к торжествам город активно ищет то, что сегодня формирует его имидж. Список омских брендов большой. И у гимназии №19 в нем по праву – одно из первых мест.

Не менее известна в городе и молодая, по сравнению с 19-й,  гимназия № 26 и ее директора Тамару Геннадьевну Синичникову, ведущую активную общественную деятельность в Союзе женщин России и в городе, знают очень многие. Тамара Геннадьевна также отмечает роль традиций в формировании духовно-нравственной культуры учащихся. Конференция «Омск и омичи: прошлое, настоящее, будущее», которую организуют и проводят в гимназии в течение многих лет, известна в городе и привлекает большое количество, желающих поучаствовать в ней, учащихся из других школ. Комитет защиты мира является одним из соучредителей конференции, установив свои номинации «За миролюбие».

Тамара Геннадьевна в своем выступлении отметила важную вещь, что надо проводить не мероприятия, а делать их событиями.

Патриотизм в Стратегии развития воспитания в РФ заявлен как одна из базовых национальных ценностей народа. В последние годы мы видим рост патриотических настроений в обществе. Как следует выстраивать работу по патриотическому воспитанию школьников сегодня, какие формы и методы использовать, в том числе по воспитанию любви к малой родине, к Омску? По этому вопросу директорам тоже было чем поделиться. Рыбалко Ирина Анатольевна рассказала об опыте 143 лицея, о сотрудничестве с ветеранами, общественными организациями. Директор лицея 64 Татьяна Сергеевна Лукьянович поделилась системой работы лицея по данному вопросу. Система работы лицея отражается и в лицейской газете «Сияние» и на сайте лицея. А Калейдоскоп творческих идей, проводимый ежегодно помогает находить новые формы, интересные для учащихся.

Омская область – многонациональный регион. Какими возможностями располагает современная школа, чтобы, согласно Стратегии, противостоять экстремистским настроениям, давать учащимся представления о вере, духовности, толерантности, необходимости диалога представителей разных конфессий? По этому вопросу большой опыт работы у БОУ г. Омска «Лицей № 74» и  завуч лицея, воспользовавшись предоставленным словом пригласила всех присутствующих поучаствовать 30 октября в XI фестивале «Держава», проводимом лицеем ежегодно, при поддержке Омского регионального отделения Российского комитета защиты мира. На фестивале рассматриваются вопросы этноконфессиональных и национальных отношений, дети представляют проекты по культуре и обычаям народов, проживающих на территории Сибири.

 Директор школы № 132 Галина Васильевна Галкина поделилась опытом работы по проведению национально-культурных фестивалей, опытом взаимодействия с немецким национально-культурным обществом. В школе создан Центр национальных культур.

- В последнее время предметом для дискуссии общественности становятся факты снижения общего культурного уровня части школьников, падения нравов и жестокости в подростковой среде. Понятно, что многие проблемы закладываются в семье. Как противостоять этим проявлениям в школе? Наталья Геннадьевна Домосканова, директор лицея № 92 рассказала, как это делают педагоги лицея. Отметив, что лучше всего это делать через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива. В лицее часто проводятся различные благотворительные акции. Ученики и родители лицея сотрудничают с интернатом № 6, проводят акции «Доброе сердце», для семей, оказавшихся в трудной социальной ситуации, собирают книги, одежду. Не забывают в лицее и о братьях наших меньших, проводя акции  «Кормушка для пернатых», «Поможем братьям нашим меньшим». Большое внимание в лицее уделяется культуре учащихся. Традиционным стал «День театра», где по 300-400 человек выезжают на коллективные просмотры спектаклей.

- От родителей и педагогов можно слышать мнение, что современные школьники – «не те, что раньше», выросло «поколение Интернета». В Стратегии даже поставлена задача усилить воспитательную роль Всемирной Паутины, контролировать Интернет-ресурсы, находящиеся в распоряжении детей, бороться с игровой зависимостью. Насколько эта тема актуальна в вашей педагогической деятельности и что может сделать школа для решения поставленных задач, в том числе – благодаря развитию физкультуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни? И здесь слово взяла заместитель директора гимназии № 140, получившей в этом году на линейке 1 сентября в подарок от губернатора 3D-принтер — это периферийное устройство, использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели. В зарубежной литературе данный тип устройств также именуют фабберами, а процесс трехмерной печати — быстрым прототипированием. Гимназия в течение 15 лет является базовым учреждением по проведению городских этических чтений для учеников и учителей начальной школы, активно использует интернет-ресурсы. Очень важно, каким содержанием ребенок будет интересоваться, чем наполнять свою душу. Поэтому в гимназии обращают большое внимание на научно-методическое сопровождение, сотрудничают с педагогическим университетом.

- Ключевой фигурой воспитательного процесса является педагог. Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель, чтобы соответствовать требованиям времени? Как повысить престиж профессии учителя, его нравственный авторитет в глазах учеников?

И вот по этому вопросу взяли слово представители педагогического университета, отметив, что учитель должен быть интеллигентным и свободным. «Свободным, а не затюканным» — сделал акцент Степан Геннадьевич Чухин, доцент кафедры педагогики, ученик известного в России ученого Михаила Николаевича Аплетаева, автора более 130 работ по проблемам воспитания и развития личности, под руководством которого защищено 20 кандидатских и докторских диссертаций. Награждённого орденом Трудового Красного Знамени, почётным знаком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда».

Степан Геннадьевич отметил, что за различного рода модернизациями мы часто забываем, кто их проводит, А их проводит учитель. Учитель должен быть, во-первых, свободным, во-вторых, образованным, владеть хорошо техникой, чтобы он мог хорошо знать свой предмет.  Здесь и развернулась дискуссия.

Анна Яковлевна Слободина, директор 149го лицея задала вопрос: «И техника у нас освоена, и технологии, но где тот молодой учитель, который будет их внедрять?». А Светлана Петровна Баранцева, спросила: «А на какое место вы ставите нравственную составляющую? И в каких городских и областных проектах для школьников принимают участие студенты – будущие педагоги, в какие проекты готовы включиться?». Ирина Анатольевна Рыбалко, директор 143 лицея ответила, что педагогический университе  много помогает лицею, в лицее работают 10 молодых педагогов и работают хорошо. Поддержали ее и коллеги из 140 гимназии, рассказав о сотрудничестве с родным университетом.

В результате развернувшейся дискуссии все пришли к выводу, что сегодня необходимо сотрудничество на уровне программного документа и шаги навстречу нужны с обеих сторон. Что нравственная составляющая является важнейшей в личности учителя. Учитель должен быть человеком чести, человеком интеллигентным.

Доцент кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания педагогического университета Оксана Анатольевна Усова сказала о готовности помогать школам в научном сопровождении.

На круглом столе говорили и о том, что на уровне правительства страны говорится о необходимости воспитания здорового поколения, введения норм ГТО. Какие возможности есть у нас в Омске для массового оздоровления детей, развития семейного спорта и отдыха. Какие учреждения и здравницы сегодня являются флагманами детского оздоровления.

Но главный вывод, что без здоровья духовного, не может быть и физического.

Духовное здоровье человека – это состояние системы мышления и мировоззрения. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающем мире, свое отношение к какому-либо определенному лицу, вещи, области знаний. Достигается духовное здоровье духовным просвещением, духовной практикой, умением жить в согласии с самим собой, с родными, друзьями и другими людьми; умением прогнозировать различные ситуации, которые оказывают влияние на жизнь, и планировать свое поведение с учетом личных желаний, возможностей и обязанностей.

Результаты работы круглого стола будут опубликованы в журнале «Сибирь и Я».

 

Светлана Петровна Баранцева,

заместитель председателя Общероссийской

региональной общественной организации Омской области

 «Российский комитет защиты мира»

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Яндекс.Метрика

Abrikosof.com