Постигая премудрость грамоты

В рамках проектов «Партнерство во имя мира» и «Образование и культура во имя мира»  комитет защиты мира сотрудничает с разными организациями. Одна из них  — детская библиотека имени Олега Кошевого. В комитете появилось много волонтеров – людей, готовых распространять идеи мира и добра.

Так  8 сентября 2016 года детская библиотека им. О. Кошевого провела беседу «Постигая премудрость грамоты» в 4б классе школы 134.

Библиограф  Ирина Косинцева  сообщила, что «В первые годы своего существования Омская крепость была населена преимущественно военными людьми и умеющих писать,  считать среди них было не так много. Самой распространенной формой образования было обучение элементарной грамоте у частных лиц, т.е. давались частные уроки. Грамоте обучались вполне взрослые люди. Со временем, когда солдаты, драгуны и казаки, составляющие население крепости, обзавелись семьями, пришлось задуматься над тем, где учить детей. Выход нашли, отправляя детвору на учебу в Тобольскую гарнизонную школу. Обучение детей с 7 до 15 лет в такой школе было обязательным и приравнивалось к государственной службе. Однако, дети надолго отрывались от дома и семьи, поэтому были приложены все усилия, чтобы ускорить открытие учебных классов в самой крепости. Большое значение просвещению придавал командир войск Сибирского корпуса, основатель второй Омской крепости генерал-поручик И.И. Шпрингер. Будучи сам хорошо образованным человеком, хотел, чтобы в армии служили грамотные молодые люди. Понимал, насколько это важно для развития города, для будущего России. В феврале 1765 года он написал в Государственную военную коллегию письмо, в котором просил разрешения открыть гарнизонные школы для детей в крепостях Иртышской пограничной линии. Просьбу удовлетворили. Была открыта в Омске  школа на 150 человек. Школяров не делили на классы и уроков с определенным временем их проведения просто не существовало. Учились дети разных возрастов совместно. Выпускали из школы по мере усвоения круга преподаваемых предметов. Непонятливых и ленивых направляли в полки для обучения «рукодельной науке»: слесарной, столярной, сапожной и т.д. Кроме «Воинского артикула» и «солдатской экзерциции», детей обучали чтению, письму, часослову, псалтырю, арифметике,  геометрии, «барабанщичьей науке» и игре на флейте. Учителями были местные офицеры, священнослужители, ссыльные. Ученики пользовались жалованьем из казны, обмундированием, питанием, учебными пособиями. По окончании школы выпускников распределяли по полкам на должности писарей и урядников. Появление гарнизонных школ, безусловно, оказало большое влияние не только на образование молодых людей, но и на культурную жизнь населения. Позже появились Азиатское училище, училище Сибирского казачьего корпуса и наконец, в 1854  году появилась 1 Ильинская мужская гимназия, общегражданское заведение. Но начало образования в Омской крепости было положено 251 год назад, в небольшой гарнизонной школе».

Ирина Германовна   всегда рассказывает увлекательно, а дети слушают ее с удовольствием.

Дальше ребятам было предложено несколько «веселых уроков»: математика, русский язык, литература, физкультура, краеведение. Все задания они выполнили с удовольствием, проявив ум, начитанность, смекалку. Кроме того,  ребята показали свои рисунки на тему «Что такое осень? Это школа!», которые они подготовили к занятию.  А потом учащиеся зачитали свои мини-сочинения «Мой школьный друг». В них они сообщили, какие у них замечательные школьные друзья, кто с какого класса дружит, какие кружки и секции они посещают и о многом другом.

Подобные занятия формируют в детях любовь к своему краю, желание изучать его историю, формируют миролюбие, дружелюбие, добросердечие.

Светлана Баранцева,
Ирина Косинцеваimage-13 image-14 image-19 image-20 image-21 image-22 img_20160908_103406 img_20160908_103445 img_20160908_103549_1cs

 


Яндекс.Метрика

Abrikosof.com