23.10.2015 сотрудники омского отделения российского комитета защиты мира приняли участие в работе круглого стола, посвященного 300-летию города Омска по теме «Современная школа: аспекты патриотического и культурно-нравственного воспитания». В работе круглого стола принимали участие директора и заместители директора городских школ, преподаватели ФБГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», общественные организации и корреспонденты журнала «Сибирь и Я».
Вопросы для рассмотрения были вынесены очень серьёзные. Да и участвующие в работе были не новички. Рядом с директором департамента образования Екатериной Витальевной Спеховой, начальником отдела общего образования Ириной Владимировной Мишуткиной, начальником отдела дополнительного образования, воспитательной работы и организации оздоровления Татьяной Юрьевной Чаповской сидели директора, проработавшие не один год, люди заслуженные, внесшие большой вклад в образование, руководители известных в городе школ, известных своими проектами городского и международного уровня. Каждому было чем поделиться! Но время – это то, что всегда дорого учителю, то, чего всегда не хватает, а вопросы, которые предстояло обсудить, стояли серьезные. Каждый из вопросов потянул бы на тему отдельного круглого стола, как отметила Екатерина Витальевна, поприветствовав участников и проговорив цель работы. И работа началась.
- С какими достижениями в воспитательной деятельности, внеклассной работе подходят к 300-летию Омска ведущие омские школы, гимназии и лицеи? Какие наработки и проекты вы считаете наиболее перспективными? — задала вопрос ведущая круглого стола Татьяна Юрьевна Чаповская. И первой взяла слово директор известной в городе своими добрыми традициями директор БОУ города Омска «Гимназия № 19» Елена Валентиновна Денисова. Ведь девятнадцатая – старейшая в городе гимназия, в которой учились многие легендарные личности, всегда славилась именно своими традициями.
«Мы из 19-й» — это уже как пароль. Слышишь «я – выпускник гимназии №19» – и уже понимаешь, кто перед тобой: личность талантливая, незаурядная и внутренне богатая.
Более ста лет ученики – это слава гимназии. Многими из них гордится уже не только Омск. Виссарион Шебалин, Роберт Рождественский, Леонид Мартынов, династия врачей Чуловских, Крикорьянц, Барбанчик, академики И. Майский и М. Усов, спортсмены Роман Слуднов, Татьяна Дручинина – те, кто внес вклад в имя школы в прошлом. Сегодняшние ученики тоже когда-нибудь станут ее историей. Каждый из них – индивидуальность, и коллектив из 77 высококлассных педагогов делает все, чтобы эти ребята, выйдя во взрослый мир, нашли в нем свое место и свое дело. Реализуя образовательные стандарты, педагоги понимают: сегодня важно не просто воспитать ученика, дающего хорошие результаты на ЕГЭ, но важно, чтобы вырос человек. Этим определяются все законы жизни и работы 19-й гимназии.
Основными идеями функционирования и развития гимназии за все годы её существования были и остаются возрождение традиций российской интеллигенции, выявление наиболее одарённых детей и создание условий для развития их творческого потенциала, формирование общей культуры личности учащихся и адаптация их к жизни в обществе.
— Сегодня, многое в гимназии определяется личностями предыдущих руководителей, – говорит Елена Валентиновна, – ими заложено множество традиций, которые сейчас продолжаем мы. Пожалуй, именно традиции — тот стержень, который удержал гимназию на плаву в кризисное время. Впрочем, нельзя сказать, что, сохранив традиции, мы успокоились на этом. Нет, мы активно внедряем в образовательный процесс инновационные методики, ищем новые формы и методы работы.
Когда Омск отметит 300-летие, гимназия №19 тоже будет праздновать юбилей – ей исполнится 140. В канун подготовки к торжествам город активно ищет то, что сегодня формирует его имидж. Список омских брендов большой. И у гимназии №19 в нем по праву – одно из первых мест.
Не менее известна в городе и молодая, по сравнению с 19-й, гимназия № 26 и ее директора Тамару Геннадьевну Синичникову, ведущую активную общественную деятельность в Союзе женщин России и в городе, знают очень многие. Тамара Геннадьевна также отмечает роль традиций в формировании духовно-нравственной культуры учащихся. Конференция «Омск и омичи: прошлое, настоящее, будущее», которую организуют и проводят в гимназии в течение многих лет, известна в городе и привлекает большое количество, желающих поучаствовать в ней, учащихся из других школ. Комитет защиты мира является одним из соучредителей конференции, установив свои номинации «За миролюбие».
Тамара Геннадьевна в своем выступлении отметила важную вещь, что надо проводить не мероприятия, а делать их событиями.
Патриотизм в Стратегии развития воспитания в РФ заявлен как одна из базовых национальных ценностей народа. В последние годы мы видим рост патриотических настроений в обществе. Как следует выстраивать работу по патриотическому воспитанию школьников сегодня, какие формы и методы использовать, в том числе по воспитанию любви к малой родине, к Омску? По этому вопросу директорам тоже было чем поделиться. Рыбалко Ирина Анатольевна рассказала об опыте 143 лицея, о сотрудничестве с ветеранами, общественными организациями. Директор лицея 64 Татьяна Сергеевна Лукьянович поделилась системой работы лицея по данному вопросу. Система работы лицея отражается и в лицейской газете «Сияние» и на сайте лицея. А Калейдоскоп творческих идей, проводимый ежегодно помогает находить новые формы, интересные для учащихся.
Омская область – многонациональный регион. Какими возможностями располагает современная школа, чтобы, согласно Стратегии, противостоять экстремистским настроениям, давать учащимся представления о вере, духовности, толерантности, необходимости диалога представителей разных конфессий? По этому вопросу большой опыт работы у БОУ г. Омска «Лицей № 74» и завуч лицея, воспользовавшись предоставленным словом пригласила всех присутствующих поучаствовать 30 октября в XI фестивале «Держава», проводимом лицеем ежегодно, при поддержке Омского регионального отделения Российского комитета защиты мира. На фестивале рассматриваются вопросы этноконфессиональных и национальных отношений, дети представляют проекты по культуре и обычаям народов, проживающих на территории Сибири.
Директор школы № 132 Галина Васильевна Галкина поделилась опытом работы по проведению национально-культурных фестивалей, опытом взаимодействия с немецким национально-культурным обществом. В школе создан Центр национальных культур.
- В последнее время предметом для дискуссии общественности становятся факты снижения общего культурного уровня части школьников, падения нравов и жестокости в подростковой среде. Понятно, что многие проблемы закладываются в семье. Как противостоять этим проявлениям в школе? Наталья Геннадьевна Домосканова, директор лицея № 92 рассказала, как это делают педагоги лицея. Отметив, что лучше всего это делать через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива. В лицее часто проводятся различные благотворительные акции. Ученики и родители лицея сотрудничают с интернатом № 6, проводят акции «Доброе сердце», для семей, оказавшихся в трудной социальной ситуации, собирают книги, одежду. Не забывают в лицее и о братьях наших меньших, проводя акции «Кормушка для пернатых», «Поможем братьям нашим меньшим». Большое внимание в лицее уделяется культуре учащихся. Традиционным стал «День театра», где по 300-400 человек выезжают на коллективные просмотры спектаклей.
- От родителей и педагогов можно слышать мнение, что современные школьники – «не те, что раньше», выросло «поколение Интернета». В Стратегии даже поставлена задача усилить воспитательную роль Всемирной Паутины, контролировать Интернет-ресурсы, находящиеся в распоряжении детей, бороться с игровой зависимостью. Насколько эта тема актуальна в вашей педагогической деятельности и что может сделать школа для решения поставленных задач, в том числе – благодаря развитию физкультуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни? И здесь слово взяла заместитель директора гимназии № 140, получившей в этом году на линейке 1 сентября в подарок от губернатора 3D-принтер — это периферийное устройство, использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели. В зарубежной литературе данный тип устройств также именуют фабберами, а процесс трехмерной печати — быстрым прототипированием. Гимназия в течение 15 лет является базовым учреждением по проведению городских этических чтений для учеников и учителей начальной школы, активно использует интернет-ресурсы. Очень важно, каким содержанием ребенок будет интересоваться, чем наполнять свою душу. Поэтому в гимназии обращают большое внимание на научно-методическое сопровождение, сотрудничают с педагогическим университетом.
- Ключевой фигурой воспитательного процесса является педагог. Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель, чтобы соответствовать требованиям времени? Как повысить престиж профессии учителя, его нравственный авторитет в глазах учеников?
И вот по этому вопросу взяли слово представители педагогического университета, отметив, что учитель должен быть интеллигентным и свободным. «Свободным, а не затюканным» — сделал акцент Степан Геннадьевич Чухин, доцент кафедры педагогики, ученик известного в России ученого Михаила Николаевича Аплетаева, автора более 130 работ по проблемам воспитания и развития личности, под руководством которого защищено 20 кандидатских и докторских диссертаций. Награждённого орденом Трудового Красного Знамени, почётным знаком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда».
Степан Геннадьевич отметил, что за различного рода модернизациями мы часто забываем, кто их проводит, А их проводит учитель. Учитель должен быть, во-первых, свободным, во-вторых, образованным, владеть хорошо техникой, чтобы он мог хорошо знать свой предмет. Здесь и развернулась дискуссия.
Анна Яковлевна Слободина, директор 149го лицея задала вопрос: «И техника у нас освоена, и технологии, но где тот молодой учитель, который будет их внедрять?». А Светлана Петровна Баранцева, спросила: «А на какое место вы ставите нравственную составляющую? И в каких городских и областных проектах для школьников принимают участие студенты – будущие педагоги, в какие проекты готовы включиться?». Ирина Анатольевна Рыбалко, директор 143 лицея ответила, что педагогический университе много помогает лицею, в лицее работают 10 молодых педагогов и работают хорошо. Поддержали ее и коллеги из 140 гимназии, рассказав о сотрудничестве с родным университетом.
В результате развернувшейся дискуссии все пришли к выводу, что сегодня необходимо сотрудничество на уровне программного документа и шаги навстречу нужны с обеих сторон. Что нравственная составляющая является важнейшей в личности учителя. Учитель должен быть человеком чести, человеком интеллигентным.
Доцент кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания педагогического университета Оксана Анатольевна Усова сказала о готовности помогать школам в научном сопровождении.
На круглом столе говорили и о том, что на уровне правительства страны говорится о необходимости воспитания здорового поколения, введения норм ГТО. Какие возможности есть у нас в Омске для массового оздоровления детей, развития семейного спорта и отдыха. Какие учреждения и здравницы сегодня являются флагманами детского оздоровления.
Но главный вывод, что без здоровья духовного, не может быть и физического.
Духовное здоровье человека – это состояние системы мышления и мировоззрения. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающем мире, свое отношение к какому-либо определенному лицу, вещи, области знаний. Достигается духовное здоровье духовным просвещением, духовной практикой, умением жить в согласии с самим собой, с родными, друзьями и другими людьми; умением прогнозировать различные ситуации, которые оказывают влияние на жизнь, и планировать свое поведение с учетом личных желаний, возможностей и обязанностей.
Результаты работы круглого стола будут опубликованы в журнале «Сибирь и Я».
Светлана Петровна Баранцева,
заместитель председателя Общероссийской
региональной общественной организации Омской области
«Российский комитет защиты мира»